Joomla шаблоны бесплатно http://joomla3x.ru

Из истории создания Лицея прикладных наук.

 

«Различные предметы не связываются в общий цикл знаний, не поддерживают друг друга, а стоят каждый сам по себе, стараясь вытеснить своего соседа… Каждый предмет бывает то победителем, то побежденным, история их постоянных раздоров составляет историю умственной жизни каждого гимназиста;  мозг ученика - вечное поле сражения, а пора экзаменов - время самых истребительных войн между отдельными предметами".

Д.И.Писарев

В сегодняшней науке существует нечто такое, что позволяет увидеть общее в разном, сформировать новое научное мировоззрение и, следовательно, создать на практике ту самую идеальную модель.Это синергетика, ключевыми константами которой являются колебания и волны, неустойчивость и нелинейность, хаос и структуры. Её определяют по-разному, но одно из наиболее удачных определений принадлежит Ю.Л. Климантовичу: "Синергетика - не самостоятельная научная дисциплина, но новое междисциплинарное научное направление: цель синергетики - выявление общих идей, общих методов и общих закономерностей в самых различных областях естествознания, а также социологии и даже лингвистики; более того, в рамках синергетики  происходит кооперирование различных специальных дисциплин".  Уже  из определения следует, что синергетика вполне может претендовать на роль подходящего инструмента для решения двух важных проблем сегодняшнего образования:

-              проблемы плавного перехода среднего образования в высшее;

-              проблемы постепенного создания в мыслях каждого молодого человека картины современного окружающего мира.

Вот на идеях синергетики и была создана в 1992 году в Саратовском государственном университете новая уникальная структура - Колледж Прикладных наук (КПН), входящая в состав Государственного учебного центра "Колледж" и состоящая из двух ступеней: 1 - Лицей КПН и 2 - ВКПН (Высший Колледж прикладных наук, имеющий статус факультета).

28 февраля 1992 года был подписан документ об открытии гимназии и колледжа прикладных наук на базе средней школы № 20 города Саратова и Саратовского государственного университета.

Рассмотрев представленные материалы, заслушав информацию председателя межведомственного экспертного совета при областном управлении народного образования Корнюшкина Н.П., об открытии на базе средней школы № 20 г. Саратова пятнадцати гимназических классов и совместно с СГУ колледжа прикладных наук, объединяющего в рамках одной учебной структуры среднее и высшее образование, состоящего из двух ступеней:

I ступень, (4 года обучения) - среднее образование с углубленным изучением физики, математики и информатики, что соответствует 8-11 классам средней школы) и

 II ступень (5 лет обучения) - высшее образование, соответствует пяти курсам университета, коллегия отмечает, что объединение среднего и высшего образования в рамках одной учебной структуры позволит изменить уровень подготовки учащихся как по профильным, так и по другим дисциплинам. Предполагается, что после первой ступени учащиеся будут подготовлены в области математики на уровне первого курса университета, а программа по биологии будет содержать элементы биофизики и кибернетики. Существенно изменится программа по всем гуманитарным предметам.

 

Государственный учебно-научный центр «Колледж», учрежденный Саратовским государственным университетом, обеспечит разработку новых учебных программ, планов, новой концепции обучения.

В результате Саратовский горисполком постановил:

1.            Открыть гимназию на базе средней школы № 20 города Саратова.

2.            Открыть с 1.09.92г. на базе Саратовского государственного университета и гимназии (С.Ш №20) Колледж прикладных наук.

3.            Набор в I степень колледжа прикладных наук осуществлять ежегодно в количестве 25 человек - начиная с 1.09.92г.

4.            Утвердить Временное положение о «Колледже прикладных наук» ,

5.            Общее руководство Колледжем прикладных наук возложить на государственный учебно-научный центр "Колледж" при Саратовском государственном университете (председатель совета - член-корреспондент РАН, профессор Трубецков Д.И.) и межведомственный совет по обновлению образования и воспитания, научно-методическому обеспечению педагогических инициатив и экспериментов при областном управлении народного образования.

6.            Городскому отделу народного образования совместно с Волжским районным отделом народного образования (Уварова Н.Д.) рассмотреть возможность финансирования гимназии и I ступени колледжа за счет местных бюджетных средств. Финансирование I I ступени колледжа осуществлять из бюджета РФ.

7.            Областному институту усовершенствования учителей оказать необходимую помощь в разработке учебных планов и программ.

8.            Заместителю начальника управления Решетникову А. С. оказать помощь гимназии в выделении дополнительных единиц учебных пособий, ТОО, оборудования.

 

 

Одна из основных целей ЛКПН - создание атмосферы творчества и духовной свободы детей. При этом, хочу особо подчеркнуть, что никакой предопределенности в выборе дальнейшего направления учебы нет: на 2-ю ступень идти вовсе не обязательно, можно на конкурсной основе поступать на другие университетские факультеты  и в другие городские ВУЗы,  что наглядно демонстрируют составленные диаграммы. Главное в лицее то, что здесь просто хорошо учат.

Всё содержание лицейского образования можно условно разделить на  четыре цикла:

Цикл 1. Математика, физика, информатика, новые информационные технологии, включая спецкурсы: "Аналитическая геометрия", "Как решать задачи по физике", "Математические методы естествознания". В настоящее время два последних спецкурса естественным образом "размещены" в соответствующих разделах курса физики.

Цикл 2. Естественные науки: биология и экология, химия, география. В программах химии и географии значительное место также отводится экологическим проблемам.

Цикл 3. Гуманитарные дисциплины (русский язык и литература, иностранные языки, история, человек и общество), а также курс искусствоведения, музыки и театрального искусства. Особое место занимает графический дизайн.

Цикл 4. Колебания, волны, синергетика (с экзаменом в 11-ом классе, включающим доклад на избранную тему) Он является ключевым для реализации синергетического подхода. Изучение этого курса начинается с 9-го класса и движется по траектории раскрытия основных понятий в поисках общности. В заключительной части курса "интернациональность" языка синергетики демонстрируется на примерах политики, социальных отношений, экономики, медицины.Программа курса составлена научным руководителем ЛКПН академиком Д.И. Трубецковым. Он же подготовил необходимое учебно-методическое обеспечение (двухтомник "Колебания, волны, электроны" и большую монографию "Синергетика для гуманитариев"). Идеи синергетики вводятся и в другие дисциплины. Так в  курсе информатики, к примеру, предлагаются задачи по нелинейной динамике. На уроках английского учащиеся получают для перевода статьи по синергетике из тематических журналов. На уроках химии экспериментально изучаются периодические химические реакции, на уроках биологии рассматриваются процессы взаимодействия хищников и жертв, проблемы  морфогенеза  и некоторые аспекты самоорганизации.

 

Время идет безостановочно. Меняется название лицея: на сегодняшний день это МОУ "Лицей прикладных наук". В лицее уже 10 классов и обучение начинается с 7 класса. Меняются педагоги, меняются учебные стандарты, но все эти годы неизменным остаётся одно: высокий уровень требования к учащимся, высокий уровень подготовки педагогического коллектива, создание атмосферы, стимулирующей к учебе и творчеству. 

В 2017 году Лицею исполнится 25 лет. Мы храним в памяти и с удовольствием вспомним успехи своих учеников и учителей  в этот день, а еще с большей надеждой мы будем смотреть вперед, в будущее и стараться стремиться к новым достижениям. 

   
© Муниципальное общеобразовательное учреждение "Лицей прикладных наук"